питание красный

Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

фгос

Послушный ребенок

px2Родители часто жалуются на то, что их ребенок слишком подвижен, непослушен, капризен, агрессивен и т.д. Но практически невозможно встретить родителей, тревожащихся из-за спокойного и послушного ребенка.

Однако, всегда ли послушный ребенок – это хорошо?

На первый взгляд, ребенка, который никогда не проявляет раздражения, злости, гнева, агрессии, можно назвать идеальным. Такие дети в играх берут на себя положительные роли, исполнительны в обязанностях по дому, вежливы в общении, послушны с родителями. 
Одному мальчику мама сказала, уходя в магазин: «Сиди тихо и жди, когда я вернусь». Каково же было ее удивление, когда, вернувшись спустя два часа, она обнаружила сына сидящим на том же самом месте. Тут то и возникает вопрос, послушание – плохо это или хорошо? 
Задумаемся, каким мы видим своего ребенка? Хотим мы вырастить воспитанного и хорошего человека или, при этом нам важно, чтобы ребенок был здоров, счастлив, умел приспосабливаться к различным жизненным ситуациям? 
Несмотря на то, что очень удобно общаться с «правильным» ребенком, полное послушание таит в себе опасность. Чем может быть обусловлено такое поведение? Возможно, это проявление характера, флегматичного темперамента, воспитанности, а может быть, послушание носит вынужденный характер. Чтобы разобраться в этой ситуации необходимо понаблюдать за ребенком, как он реагирует на сложные и конфликтные ситуации. 
Бесспорно, что любой человек попадает в ситуации, которые вызывают у него отрицательные эмоции. Эмоции никуда не исчезают просто так, они побуждают человека к действию. Негативные чувства и эмоции могут «выливаться наружу»
- в форме физической расправы с обидчиком (ударить в ответ на обидное слово),
- в форме вербальной агрессии,
- в словесном выражении своих чувств («Я не доволен твоим поведением», « Мне обидно» и т.д.),
- в перенесение злости на других людей (злясь на одного человека, мы можем грубить окружающим),
- в перенесении злости на неодушевленные предметы (брань, битье посуды и т.д.).
Важно, чтобы человек умел адекватно реагировать на переживания и справляться с негативными эмоциями. Все перечисленные способы проявления злости отражают лишь разный уровень эмоциональной зрелости, но в любом случае, являются «здоровым» проявлением агрессии. 
«Правильный» ребенок ведет себя всегда согласно социальным ожиданиям, а значит, он ставит для себя запрет на проявление негативных чувств. Такой ребенок не умеет (или боится) выражать свои негативные эмоции. В результате они накапливаются, и получается, что ребенок обращает их против себя. Появляется внутренняя агрессия, которая в первую очередь ослабляет здоровье.
Идеально послушные дети, как правило, часто болеют, у них ослаблен иммунитет. «Уход в болезнь» для послушных детей часто является самонаказанием за «плохие» мысли. В этом случае сильно страдает самооценка. Такие дети склонны всех прощать, при этом часто испытывают необоснованное чувство вины и недооценивают себя. 
Воспитываясь в условиях запрета на выражение эмоций, дети не научаются даже распознавать свои чувства, с трудом могут дать им названия. В борьбе за любовь родителей и других значимых близких, они склонны прислушиваться к любому требованию и просьбе. Говоря психологическим языком у них происходит формирование «ложного Я». Чтобы получить одобрение, дети отказываются от своих желаний и начинают хотеть того, чего хотят от них окружающие. Если мы хотим от них пятерок - они будут прилежно учиться, если мы хотим, чтобы они не шумели – они будут сидеть спокойно. Не всегда очевидно, но в таких случаях действительно необходима помощь психолога. Однако и родителям важно знать как помочь своему ребенку.

Если ваш ребенок идеально послушен:

- Задумайтесь, почему ваш ребенок боится оказаться «плохим». Часто в основе излишней «положительности» ребенка лежит страх потери любви близкого человека. Очень важно показывать ребенку полное приятие в любой ситуации. Можно оценить поступок, но старайтесь избегать оценки личности. Попробуйте сказать, если вам что-то не нравится «Конечно я тебя люблю, но то что ты сейчас делаешь, мне не приятно» или «Я понимаю, что ты можешь сейчас злиться, но мне не обидно, когда ты меня обзываешь» и т.п.
- Убеждайте ребенка, что любите его просто за то, что он есть и не разлюбите, если он сделает что-то плохое.
- Ребенок должен знать, что он, как и все люди, имеет право на отрицательные эмоции.
- Учите ребенка адекватно выражать негативные чувства, проговаривать их. Направляйте выражение агрессии в конструктивные формы (предложите ребенку взять в спектакле отрицательную роль, нарисовать страшный рисунок, карикатуру, возможно, вам понравится идея пятиминутных подушечных боев и т.п.).
- Не бойтесь сами проявлять такие эмоции как обида, гнев, раздражение, но делайте это без унижений, оскорблений, физических наказаний.