питание красный

Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

фгос

Фильтр

Рекомендации по составлению характеристики

Категория:

Составляя характеристику ученика, следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения.
2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:
• умение планировать учебную работу; навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи;
• умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;
• умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно;
• уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленных целей; стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния; умение проявлять собранность, организованность.
3. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии; указать, как реализуются интересы и склонности в занятиях в кружках и факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в занятиях в различного рода внешкольных учреждениях, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, в оформлении и оборудовании кабинетов, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и неурочной учебной работе.
4. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности, имеющиеся у школьника, как они реализуются.
5. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление добровольно включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.
6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спортивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения.
7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, мещанства, честность, порядочность.
8. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса.
9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.

Классный руководитель на родительском собрании

Категория:

Классный руководитель на родительском собрании

Для решения многих задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!).

Конечно, многое педагогам приходится нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддерживала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора. В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

 

ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ

Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

НАЧАЛО РАЗГОВОРА

Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

ИЗЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...

Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков — фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними — будущее, и, кстати, не только в отношениях педагога с родителями, но и с самими учащимися.

Марина Битянова, к.п.н.

Методика выявления уровня развития самоуправления

Категория:

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках:
4 – «Да»,
3 – «Скорее да, чем нет»,
2 – «Трудно сказать»,
1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет». 

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 
3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 
5. Класс способен к дружным самостоятельным действиям. 
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. 
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со всеми 
обязанностями. 
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих 
общественных обязанностей. 
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были 
выполнены. 
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 
13. Мы хорошо представляем себе задачи, стоящие перед школой. 
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий 
для всей школы. 
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления 
школы, в решении задач, стоящих перед ними. 
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой. 
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами 
и объединениями. 
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов. 
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, 
возникающих перед ними. 
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным 
авторитетом. 
21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива. 
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. 
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях. 
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы школы. 

Обработка результатов
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная 
систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4); 
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8); 
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12); 
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16); 
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни 
(предложения 17, 18, 19, 20); 
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы 
(предложения 21, 22, 23, 24)

О тебе и обо мне

Категория:

Суть данной методики заключается в том, чтобы в результате игры подростки выяснили, какими качествами личности они обладают.

Подросткам дается установка: «Представьте, что один из наших одноклассников уехал от нас на год. 
Мы стали скучать, вспоминать, какой он, и вот что из этого получилось…» Ребята по одному выходят 
за дверь, а оставшиеся в аудитории вспоминают качества личности «выбывшего» и записывают их на листочек. Удивительно, что подростки всегда находят массу положительных и отрицательных качеств, 
но важно условиться, что отрицательных качеств не должно быть больше положительных. 
«Вернувшемуся из поездки» устно зачитываются с листка качества, а листочек дарят для работы над собой.

Важно дать оценку всем подросткам группы, а не выборочно, так как это может спровоцировать конфликт. Во время игры учитель не имеет права давать оценку никому из подростков.

Сочинение

Предложите подросткам написать мини-сочинение (за 30 минут) на темы:

- Самое радостное событие в моей жизни.
- Моя будущая семья.
- Интересный человек.
- Мой лучший друг.
- Что бы я сделал, если бы мог все…
- Мне 25. Какой я, кто я?
- Бедность – не порок?..
- Оправдывает ли цель любые средства?
- Любовь – это…
- Моя вера.
- Взрослые моими глазами.

Через изучение сочинений можно узнать, каковы идеалы, предпочтения подростка, 
стремление к положительному или отрицательному образу.

Ищу друга

Категория:

"Ищу друга"

  • Помочь учащимся в самораскрытии.
  • Способствовать преодолению барьеров в общении.
  • Совершенствовать навыки общения.

Материалы
Листы с неоконченными предложениями.
Листы бумаги для написания объявления.
Заранее надо попросить детей ответить на вопросы:
Какие люди вам нравятся?
С каким человеком вы хотели бы дружить?
Должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга?

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Мне очень приятно встретиться с вами. Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте в круг.

Упражнение “Аплодисменты по кругу”

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …”

1. Обсуждение домашнего задания

Участникам предлагается ответить на вопросы домашнего задания:
Какие люди вам нравятся?
С каким человеком вы хотели бы дружить?
Должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга?

Учитель. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию “друг”?
Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом?
Кто может объяснить, что такое откровенность?

2. Работа по теме занятия

Учитель предлагает участникам написать окончания предложений.
Откровенно говоря, мне до сих пор трудно …
Откровенно говоря, для меня очень важно …
Откровенно говоря, я ненавижу, когда…
Откровенно говоря, я радуюсь, когда…
Откровенно говоря, самое главное в жизни…
Кто хочет зачитать свои ответы в слух?

Учитель.Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

Объявление “Ищу друга”

Учитель. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его “Ищу друга”.
Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.
Прежде чем мы зачитаем наши объявления, я хочу предложить сыграть еще в одну игру, которая нам поможет в отгадывании авторов объявлений.

Игра “ Что я люблю делать”

Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и попытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступающего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я буду первой выступающей.
Спасибо! Игра закончена. Все садимся на свои места. А теперь я зачитаю ваши объявления, а вы должны отгадать, кто является автором каждого объявления.

Упражнение “Скульптура”

Учитель. Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш…
Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будет выложены на пол все ручки.
Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место.
Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями…)
Запомните эту картину! А теперь пройдитесь по классу.

Звучит музыка.

И снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.
Занятие заканчивается.

3.Анализ занятия

Трудно ли быть откровенным?
Просто ли было писать о себе?
Что понравилось, что не понравилось?
Что порадовало, что огорчило?
Что было приятно, неприятно?

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!