О признаках сотрудничества, о стилях педагогического общения

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Категория: Педагогика
Основными признаками сотрудничества выделяют:
целенаправленность (стремление к общей цели);
мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
результативность (способность достигать результата).
Традиционная парадигма
  • Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований - главное в твоей работе.
  • Умело управляй коллективом- это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.
  • Ты - хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте.
  • Учёба- главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик - хороший ребёнок, плохой ученик - плохой ребёнок.
  • На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается- нарушитель, накажи его. За неправильный ответ - накажи. За подсказку - накажи, за опоздание - накажи. За крик, бег, нарушение формы - накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся - накажи всех.
  • Родители - твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители - одна сила.
  • Хорошо учиться- это значит хорошо выполнять твои задания. Ты - образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки - образец. Если ты потеряешь лидерство - ты больше не учитель.
Гуманистическая парадигма
  • Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи.
  • Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам.
  • Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило - у него была причина это сделать.
  • Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.
  • Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить.
  • Спеши признать незнание свое.
  • Откажись от определений - простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил - знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться.
  • Не сравнивай одного с другим, все хороши по - разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним.
  • Не следуй строго плану - он принадлежит только тебе.
  • Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял.
  • Не сторож ты ученику, не следователь, не судья.
  • Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках.
  • Не ошибается он, а ищет свой путь.
Стили педагогического общения:
- авторитарный стиль отношений, когда проявление инициативы, активности учителя происходит в ущерб инициативе и активности ученика;
- демократический стиль, когда ищут оптимальное решение активности учителя и ученика;
- либеральный стиль, когда инициатива и активность школьника доминируют во взаимодействии.
Выделяют также стиль педагогических отношений в зависимости от проявления волевых начал во взаимодействии:
- самовластный (автократический), (то есть когда не принимается во внимание личность ученика),
- властный (когда учитель старается установить свою власть над учениками),
- демократический (сочетание власти с развитием инициативы со стороны ученика),
- игнорирующий (непоследовательный).
Существует 6 основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
1) конструктивная (педагогическое взаимодействие педагога и ученика при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету);
2) организационная (организация совместной учебной деятельности педагога и ученика, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности);
3) коммуникативно-стимулирующая (сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность учеников о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться);
4) информационно-обучающая (показ связи учебного предмета, например, с производством для правильного миропонимания и ориентации ученика в уровне развития науки и техники, в событиях общественной жизни и т.д.; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу учеников);
5) эмоционально-коррегирующая (реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между учителем и учеником);
6) контрольно-оценочная (организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой).
В театре есть традиция - с особым блеском, настроем играть юбилейные спектакли: сотый, пятисотый, тысячный... У школьного учителя - премьеры каждый день, а "юбилейные" уроки проходят без особой торжественности - никто ведь их всерьез не считает. И все же уроки - главная учительская работа. Ее надо делать хорошо или очень хорошо.
Joomla Templates designed by Best Cheap Hosting