Музейная комната (история создания)
Музейная комната «Школа вчера и сегодня» была создана к 25-му юбилею школы на основании приказа директора школы № 198 от 06.05.2001 г. В сборе материалов по истории школы принимали участие педагоги и учащиеся школы. Оформлением музейной комнаты и расположением экспонатов занимались: библиотекари – Сергеева Ольга Владимировна, Мурашова Любовь Александровна, учитель изобразительного искусства – Васильченко Геннадий Васильевич, учитель истории – Мурыщенко Надежда Ефимовна.
Музейная комната занимает одну комнату площадью 54 м².
Количество экспонатов более 1084.
Это альбомы, фотографии, грамоты, значки, документы, благодарственные письма, наказы, атрибуты пионерской, октябрятской организаций, поделки, монеты, газеты и другое.
В основном все экспонаты подлинники, но есть и ксерокопии – это некоторые документы ветеранов и благодарности.
В музее есть свой устав и программа, которая реализуется совместно с программой школы.
Основной актив музейной комнаты 7 человек. Это ребята старшего, среднего, младшего звена. Они систематизируют собранный материал, помогают в оформлении, ведут летопись, координируют работу поисковой и лекторской групп. Проводят беседы в классах, осуществляют работу с краеведами классов, ведут разъяснительную работу, привлекают ребят к проведению мероприятий, разрабатывают тематику экскурсий, размещают статьи в школьной и районной газетах. Существует и возрастная преемственность. Ежегодно в состав актива музея и краеведческо-поисковых, лекторских групп привлекаются ребята младших классов, т.е. постепенно готовится смена. Это хорошо помогает в работе, смена ребят происходит незаметно, безболезненно.
Ежегодно проводится школьная краеведческая конференция, где учащиеся разных классов защищают свои работы. Участвуем в районных и всероссийских краеведческих конференциях.
Направления работы музейной комнаты
- Пионерская и октябрятская работа школы;
- Комсомол – старший брат пионеров;
- Так начиналась школа;
- Учителя года и медалисты;
- Туристическое и скаутское движение в школе;
- Научное общество школы;
- Выставка работ учащихся начальных классов;
- Библиотека в школьной жизни;
- Учительница первая моя.
Способы поступления экспонатов в музейную комнату «Школа вчера и сегодня»
Музейные экспонаты в нашу музейную комнату поступают по-разному. Некоторые находят члены поисковой группы, а затем обрабатывают и оформляют, другие – дарят сами ребята, учащиеся школы, учителя, работающие и находящиеся на заслуженном отдыхе, приносят родители, бабушки, поэтому в нашей музейной комнате есть подлинные экспонаты и есть ксерокопии.Подлинные:Книги, рукописи, рисунки, документы, грамоты, Священная земля Сталинграда, наградные документы, комсомольский билет и др.Основные фонды : 1084.Вспомогательные фонды: 163.Использование экспозиционного материала в учебном процессе и внеурочной работе
В музейной комнате школы есть материалы, касающиеся деятельности детских организаций, которые можно использовать в воспитательной работе классным руководителям, программа работы «Скаутов», отдельные направления которой может использовать в своей работе каждый класс, есть разработки уроков и внеклассных мероприятий по различной тематике.Например: многие материалы берут для проведения классных часов, тематических вечеров, для уроков биологии, обществознания, географии, истории.В музейной комнате экскурсоводы проводят различные экскурсии:- Первые учителя;
- Дружина имени Вити Новицкого;
- Наши мальчики служат России;
- Они спасали мир;
- Дарящие свет;
- Хранители книжных богатств;
- Шагая в ногу с детством;
- Наши победы;
- с/х предприятия и другие.
Связь с научными и общественными организациями
Краеведы нашей школы осуществляют связь с Союзом Молодежи г. Иркутска, скаутами, Иркутским педагогическим университетом, с детскими организациями нашего поселка, музыкальной школой, коллективами СХАО «АО Белореченское» и СХПК «Свинокомплекс».У нас проходят совместные встречи, экскурсии, краеведы выступают перед тружениками с докладами, научными работами, знакомят их с материалами музейной комнаты. Например: «Выпускники Белореченской школы труженики СХПК «Свинокомплекс»». Работники свинокомплекса и птицефабрики осуществляют шефскую работу.Краеведы нашей школы – участники районных краеведческих и всероссийских конференций. Также принимают активное участие в дистанционных олимпиадах.Проведение экскурсий
Группа экскурсоводов в течение года проводит экскурсии в музейной комнате по различным тематикам:- Какой была школа, и какая она сейчас;
- Наши достижения и победы;
- Учительница первая моя;
- Наши выпускники – учителя нашей школы;
- Пионерская дружина школы;
- Комсомольская организация;
- Комсомольская организация;
- Труд, спорт и отдых наших учеников;
- Наши ветераны;
- Герои живут рядом.
Работа актива музейной комнаты, осуществление возрастной преемственности
Актив музейной комнаты состоит из 14 человек. Это ребята старшего, среднего, младшего звена.Они систематизируют собранный материал, помогают в оформлении, ведут летопись, координируют работу музейной комнаты. Проводят беседы в классах, осуществляют работу с краеведами классов, ведут разъяснительную работу, привлекают ребят к проведению мероприятий, разрабатывают тематику экскурсий.Существует и возрастная преемственность. Ежегодно в состав актива музейной комнаты мы вводим ребят младших классов и постепенно готовим смену. Это хорошо помогает в работе, смена ребят происходит незаметно, безболезненно.Описание исследовательского метода по сбору краеведческого материала (беседы)
Наша музейная комната называется «Школа вчера и сегодня», поэтому материалы собранные краеведами в большей степени отражают работу педагогического коллектива и обучающихся в этой школе.Поисковая группа собирает материал, проводя встречи с бывшими выпускниками, учителями, ранее работавшими в школе. Одним из методов сбора краеведческого материала является беседа. Члены поисковой группы, находят адрес человека или даже семью тех, кто ранее учился в нашей школе, договариваются о встрече ( чаще по телефону), составляют основные вопросы их интересующие, записывают при встречи все ответы, берут фотографии, альбомы, которые им дают, документы или ксерокопии. Иногда, если у них есть время, такие беседы проводят в школе, в музейной комнате, знакомят гостей с теми материалами, которые уже оформлены.Затем собранные материалы обрабатываются, вносятся поступающие экспонаты в инвентарную книгу, в акт приемки и оформляются в альбомах, на стендах или книгах раскладушках. Одним из примеров может служить беседа с Фрунза Мариной Викторовной.
План беседы:
- Марина Викторовна когда вы закончили Белореченскую школу?
- Вы с первого класса учились в этой школе или нет?
- Трудно ли было вам учиться?
- Вы закончили школу с медалью, а были ли у вас сложности по предметам или с преподавателями?
- Какие предметы были у вас любимыми?
- Почему вы решили стать учителем?
- А что способствовало тому, что вы вернулись работать в свою школу?
- Были ли вы пионеркой? Комсомолкой?
Марина Викторовна дала ребятам несколько фотографий, рассказала о себе и работе детских организаций того периода, когда она была ученицей. Все материалы были в последствии оформлены.