"Плохие слова"

В своем речевом развитии дети проходят разные стадии, и рано или поздно в речи ребенка появляются бранные, «плохие» слова. Очевидно, что дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм, из средств СМИ и непосредственно от нас.

Почему же ребята зачастую с большой охотой повторяют именно «плохие» слова?

  • Речь малыша активно развивается, и его может привлечь любое слово, в том числе и бранное. В этом возрасте дети очень много подражают окружающим (так они познают мир) и любят играть словами, повторяя их, переставляя их звуки, придумывая новые слова. Довольно часто взрослые, услышав неприличное выражение из уст ребенка, начинают смеяться, тем самым, вызывая у малыша желание, повторить ругательство еще раз, чтобы опять рассмешить окружающих.
  • Детей постарше, прежде всего, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими, они связываются в восприятии ребенка с уверенным поведением.
  • Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, будет намеренно употреблять запрещенные выражения в своей речи.
  • Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить, спровоцировать их. В этом случая бранные слова становятся орудием мести.
  • Употребление ругательств может носить и защитный характер для ребенка. «Плохие» слова позволяет выплеснуть агрессию, когда другие способы ему недоступны.

Что делать родителям?

  • Услышав такие слова от ребенка, родителям не стоит пугаться, отрицать их существование. Запрет без объяснений сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Своей первой реакцией лучше дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, они мне не нравятся, и я их не говорю».
  • В свободное же для разговора время, можно объяснить ребенку, почему не стоит употреблять «плохие слова». И самая важная причина в том, что другим становится обидно от таких слов. Можно рассказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния и злости им уже не хватает сил и слов. Более маленькому ребенку важно сказать, что слова бывают разные, и для каждого слова есть свое место. Можно даже использовать психотерапевтические сказки о словах.
  • Поскольку ругательства и сквернословия – это зачастую проявление агрессии, то важно помочь ребенку в освоение методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. Для этого ребенок должен обладать хорошими коммуникативными способностями, умением строить фразу и широким репертуаром поведения. А первой реакций на такие бранные слова может стать помощь в обозначении чувств ребенка: «Я понимаю, что ты говоришь это не потому, что хочешь обидеть ребят, а просто тебя очень сердит то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договорится с ними».
  • Иногда ребята сами просят объяснить, что означает какого-нибудь «плохое слово», что чаще является свидетельством их доверия. И в этом случае можно пойти им навстречу, а если ваши принципы этого не позволяют, то честно признаться что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
  • «Обзывалки», прозвища и клички – тоже относятся к ругательствам и являются наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Избежать этого явления практически невозможно. В процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать, дети всегда придумывают друг другу прозвища. Ребятам, которые обзываются, важно показать другие способы завоевания статуса – за счет своих возможностей, а не унижения других.
    Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я – курносый…». Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.
  • Ну и, конечно же, во избежание устойчивого употребления ребенком ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.