питание красный

Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

фгос

Скромное обаяние виртуальной реальности

pxДети и компьютер
Крупного московского психолога спросили в одной из телепередач, играют ли его дети в компьютерные игры. И вот буквальный ответ ученого: "Я вынужден разрешать своим детям играть в компьютерные игры, чтобы они не чувствовали себя психологически неполноценными, обделенными по сравнению с другими детьми, так как в их социальном окружении все играют". Эту точку зрения можно считать наиболее распространенной и нейтральной: в глубине души взрослый против увлечения детей компьютерными играми, но, будучи человеком современным и цивилизованным, он считает борьбу с компьютерами бессмысленной. Среди профессионалов есть как ярые сторонники детских виртуальных забав, так и ярые противники. Но для большинства родителей представление об этом детском увлечении остается неясным и имеет оттенок тревоги и опасности, усугубляемый броскими заголовками газетно-журнальных статей (типа "От компьютеров родятся только роботы").
Недовольных высказываний и протестующих статей в адрес компьютерных развлечений много, но родители все равно остаются в недоумении — покупать или не покупать ребенку Тамагочи, одобрять или не одобрять его увлечение компьютерными играми? Навредит это ребенку или нет? О пользе речь даже не идет, главное — не навредить. Большинство родителей идут на поводу у детей в их стремлении к компьютерным забавам. Внутренне сопротивляясь, испытывая тревогу, они все же покупают и Тамагочи, и игровые приставки... Но взрослый человек предпочитает действовать осознанно и быть внутренне уверенным в своих выборах, особенно если это касается его детей. Поэтому он хочет разобраться — что вредного и что полезного несут детям разнообразные компьютерные игры. Так ли уж страшны виртуальные угрозы, доходящие до нас с Востока и Запада?

Компьютерные страхи
В современном отношении к кибернетическим новшествам отражается общий симптом, проявлявшийся на протяжении всего развития цивилизации, — аллергия на появление умных машин. Это заложено в природе человека — избегать того, что непонятно: неизвестное таит в себе опасность. Но именно неизвестное интригует молодых. Они настроены на восприятие нового и очень легко им овладевают. Они должны перепробовать все достижения своего времени, примерить их на себя, испытать себя в них. И в этом гарантия прогресса.

Компьютерные радости

Абсолютное большинство детей мечтают о собственном компьютере или игровой приставке. Они хотят играть во всё новые и новые компьютерные игры. Этот интерес зарождается еще до школы, а верхняя его планка переходит иногда далеко за пределы юношеского возраста. Чем все-таки притягивают компьютерные игры? Они удовлетворяют потребность ребенка любого возраста в игре. От игры дети получают удовольствие, а значит — положительные эмоции. Им нравится следовать определенным правилам, погружаться в различные сюжеты, отгадывать загадки, примерять на себя разные роли, переживать острые ощущения. Но главное — добиваться успеха. Выигрывая или хотя бы проходя игру до конца, дети начинают себя чувствовать более уверенными и умелыми. Диапазон компьютерных игр весьма разнообразен и удовлетворяет как познавательные, так и эмоциональные потребности ребенка.

Некоторые специалисты считают, что компьютерные игры — это не просто детские забавы. Они затрагивают желания, фантазии и страхи, таящиеся в каждой человеческой душе. Любой жанр компьютерной игры отражает глубинные импульсы человеческой жизни, имеющие вековую историю. Например, игры с перестрелками как бы тренируют инстинкт выживания, игры-головоломки типа Тетриса удовлетворяют потребность в упорядоченной реальности, логической обоснованности окружающего. Игры с супергероями отвечают потребности в могуществе, всесилии, подкрепляют желание контролировать ситуацию, управлять ею. Компьютерные игры притягивают и детей и взрослых, так как дают возможность проработать свои неосознаваемые потребности и желания. Это необходимо для их психического здоровья.

Компьютерные игры - это не только развлечение

Как и любая игра, компьютерные забавы служат сильным импульсом для развития ребенка — интеллектуального, эмоционального, личностного. Проблемы, с которыми сталкивается ребенок в виртуальном пространстве, активизируют его восприятие, память, внимание, мышление, укрепляют умение работать в быстром темпе и в постоянно меняющихся условиях, развивают волю, терпение, упорство в достижении цели. Компьютерные игры учат ребенка планировать и анализировать свои действия, разрабатывать стратегии и тактики успешной игры. Ребенок приобретает умение переживать свой неуспех, относиться к нему как к эпизодическому результату, исправлять свои ошибки и совершенствовать свои умения. Положительные достижения в игре повышают самоуважение и самооценку — столь необходимые для личностного развития.
Компьютерные игры часто выполняют и важную психотерапевтическую роль. Они помогают ребенку изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния ("выпускать пар"), поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд.
Считается, что увлечение компьютерными играми ограничивает и обедняет общение ребенка со сверстниками. Но это не совсем верно. Часто бывает наоборот. Компьютерные игры помогают даже необщительным детям найти себе приятелей со схожими интересами, так как у них появляется тема для совместного обсуждения. Детям становится интересно встречаться друг с другом, чтобы поделиться своим опытом, достижениями, обсудить новинки, обменяться играми. Встречи по интересам дают повод к обсуждению и других проблем — учебных, межличностных, семейных, а также новостей кино, музыки, спорта.
Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребенка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Дети хотят быть компетентными, читают специальные журналы, смотрят тематические телепередачи, пытаются систематизировать свой опыт и знания. 
В многообразном мире компьютерных игр каждый ребенок начинает понимать свои возможности и интересы. Кто-то выбирает для себя бродилки, а кто-то гонки, стратегии, квесты. Так вырабатывается собственный стиль, осознается своя индивидуальность. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют и представление ребенка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом, с информацией, полученной на школьных уроках, из книг, телепередач, из общения с родителями, сверстниками.

Ирина Львовна Руденко, к-т п.н., школа "Приоритет", Москва
Материал опубликован в журнале "Семья и школа"