Методика выявления уровня развития самоуправления
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках:
4 – «Да»,
3 – «Скорее да, чем нет»,
2 – «Трудно сказать»,
1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со всеми
обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих
общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были
выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, стоящие перед школой.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий
для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления
школы, в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами
и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей,
возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным
авторитетом.
21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы школы.
Обработка результатов
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная
систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12);
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16);
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни
(предложения 17, 18, 19, 20);
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы
(предложения 21, 22, 23, 24)