Деятельность школьной библиотеки
Категория: Школьная библиотека
… Очень важно, чтобы по земле
Шествовал торжественно и смело
Человечек с книгою в руке…
Б.Заходер
Библиотека является структурным подразделением школы. Это совмещенная модель библиотеки и медиатеки, поделенная на зоны, что создает условия для облегченного поиска информации на любых носителях. Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, учебными программами, целевыми проектами и планом работы библиотеки. Особенностью библиотеки является ее полифункциональность, так как, прежде всего это – это учебная библиотека. Вместе с тем она обслуживает учителей, то есть выступает в роли специальной библиотеки. Организуя работу с учащимися, предоставляя им внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу, реализует задачи публичной детской библиотеки. Возложенные на неё функции, выполняются на уровне взаимодействия с администрацией и методической службой школы:- На уровне «библиотека – директор школы» - контроль и утверждение планов, комплектование и использование фондов.
- На уровне «библиотека – заместители директора» - повышение профессионального мастерства, внедрение инновационных технологий, внеклассная и внешкольная работа, внедрение целевых программ.
- На уровне «библиотека – методическое объединение (МО) классных руководителей» - координация планов работы, индивидуальное и специальное обслуживание.
- На уровне «библиотека – заместитель директора – МО учителей-предметников» - установление тесной связи между организаторами образовательно-воспитательного процесса с целью создания внутришкольной информационной среды.
Поскольку традиция чтения детям вслух уходит из культуры, то школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой и библиотекой. Поэтому очень важно первое знакомство читателя с библиотекой, где ребёнок должен увидеть как можно больше плюсов для своего «читательского» будущего, а библиотекарь познакомиться с его культурным читательским уровнем. Базовым методом индивидуального обслуживания является беседа. При ориентирующей беседе никогда не проводятся чёткие границы во времени, соблюдается Кодекс этики библиотекаря. Тактическая, рекомендательная беседа проводится в форме диалога, опираясь на знания о читателе, его характере, интересах. В очень редких случаях мнения читателя и библиотекаря о рекомендуемой книге расходятся, что учитывается при корректирующей беседе. Индивидуальное информирование чаще используется при работе с педагогическим коллективом. Оно заключается в постоянном оповещении специалистов о новой литературе, СD-дисках по их профилю, как поступивших в библиотеку, так и выявленных по библиографическим источникам. Информирование носит оперативный характер и передаётся как на традиционных носителях, так и на электронных. Индивидуально-плановым информированием обеспечиваются читатели, занимающиеся самообразованием (учёба, хобби, личные увлечения). Важное место в ряду способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографическому обслуживанию (СБО), которое представляет собой выполнение разовых запросов читателей в виде справок: фактографических, тематических, адресных. Ежедневно всех видов справок выполняется более десяти. Надо отметить, что отказов практически не бывает т.к библиотека достаточно обеспечена справочной литературой. Индивидуальное библиотечное обслуживание - один из самых сложных участков работы библиотеки, и в то же время - очень интересных. Оно в значительной степени характеризует всю работу библиотеки в целом, является важнейшим показателем эффективности её деятельности. При проведении массовых мероприятий библиотека руководствуется принципом: «Сохраняя традиции, искать новое». Массовые мероприятия являются эффективной формой работы библиотеки. Поэтому особое внимание уделяется качеству проводимых мероприятий, которое заметно повысилось с использованием мультимедийной аппаратуры, медиа-фонда, Интернета. Массовое обслуживание читателей, учитывая способы его восприятия, делится: - по принципу «наглядности». Сюда относится оформление и работа с книжными выставками. При этом учитывается то, что главное в выставке – это ее идея, а главная задача – привлечь внимание к книге, статье, письму. Немаловажное значение придаётся дизайну книжных выставок, т.к. «дитя мыслит формами, красками, ощущениями» (по словам К.Д. Ушинского). Эффективность книжных выставок определяем методом опроса читателей с тем, чтобы оформлять их более интересно, содержательно, актуально. - по принципу «наглядность плюс живое слово». Особенностью этого вида обслуживания является многообразие игровых форм библиотечных мероприятий. Школьники, устающие от уроков традиционной формы, очень хорошо воспринимают игры или игровые ситуации, так как они помогают создать положительную установку на восприятие материала. Игра важна и тем, что имеет различные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, коммуникативную и релаксационную. -по принципу «живого слова». Эта форма массовой работы также прочно занимает место в практике библиотеки. При этой форме выбирается однородная аудитория (обычно класс) и, учитывая её социально-психологические особенности, можно добиться значительного эмоционального воздействия на читателя. В первую очередь - это обзоры новых поступлений, в т.ч. медиа-обзоры, презентации книг, рассказов, отдельных статей. Вся работа библиотеки строится с учетом возрастных, психологических аспектов учащихся, их запросов и интересов. Это особенно важно в связи с тем, что в школе имеются классы коррекционно-развивающего обучения. Поэтому библиотека работает по принципу: «Каждому читателю – нужную книгу в нужный момент». Перспективная форма работы с читателями – библиотечный актив, цель организации которого – помощь библиотекарю в пропаганде книги. Актив в выполняет самую разнообразную работу: обработка и расстановка библиотечного фонда, выдача и сбор учебников по классам, дежурство на абонементе 1-4 классы, участие в работе «Книжкиной больницы», работа с должниками, уход за растениями. Тесно сотрудничая с библиотекой, активисты понимают, что библиотечная работа сложна и многогранна и требует серьезной подготовки. Эффективность информационных функций библиотеки заметно повысилась в связи с пополнением её фонда на 292 экземпляра CD-дисков, DVD-дисков в помощь образовательному процессу и досугу обучающихся. Библиотека привлекает не только современным техническим оснащением, укомплектованным фондом, но и созданием положительного имиджа в глазах тех, ради кого она функционирует. Работая в режиме свободного доступа, библиотечное пространство организовано так, чтобы оно было понятно и удобно читателю, для этого выделены читательские зоны:
- абонемент 1-4 классов;
- абонемент 5-11 классов;
- читальный зал;
- медиатека.
- реализация совместной программы «Пропаганда библиотечно-библиографических знаний»;
- взаимный доступ к библиотечным ресурсам. Комплектование фондов наших библиотек идет из разных источников, это значительно разнообразит и расширяет наши информационные возможности;
- сотрудничество в сфере повышения квалификации: совместный семинар «Сохраняя традиции, искать новое»;
- методическая помощь в проведении профессиональных конкурсов.
- систематичность повышения квалификации;
- участие в коллективных формах повышения квалификации;
- плановое профессиональное самообразование;
- обмен опытом работы, в том числе авторскими методическими разработками;
- участие в профессиональных конкурсах различного уровня.






