питание красный

Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

фгос

Концепция воспитательной работы + словарь терминов

Педагогическая концепция – совокупность обобщённых положений на понимание сущности, содержания, организации целостного педагогического процесса (составляющими которого является обучение и воспитание), а также особенностей деятельности учителя и ученика в ходе его осуществления (Стефановская Т.А.).
Воспитательная система – система организации целостного воспитательного процесса – целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определённых отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет свою целостность.
Развитие личности – это развитие её мировоззрения, самосознания отношения к действительности, характера, способностей, психологических процессов, накопления опыта.
Воспитание – целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей жизни человека.
Самоуправление – это власть особого рода, т.е. публичная власть и власть местного сообщества, которая действует по уполномочию центральных властных органов и на основе доверия членов этого сообщества.
Сообщество – единого определения того, что есть сообщество, не существует. Для разных людей это понятие означает различные вещи. В наиболее простом смысле сообщество это – множество людей, общающихся между собой. Как правило, в поисках определения сообщества люди обращаются к социологическим наукам. Но и в рамках самой социологии определение сообщества определялось и переопределялось на протяжении более чем сорока лет. Очень не просто подобрать определение, которое удовлетворяло бы всех. Более того, определениям свойственно меняться со временем. До появления современных транспортных средств и телекоммуникационных технологий определение сообщества прочно увязывалось с определенным географическим местом. До 17 века слово «сообщество» использовалось для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Принадлежность к тому или иному сообществу определялась местом рождения и проживания. Общественные отношения были постоянны, устойчивы и носили характер личных встреч лицом к лицу. На расстоянии такие отношения поддерживать было крайне затруднительно и физическое перемещение из данной географической зоны существенно ослабляло существующие отношения и постепенно сводило на нет и принадлежность к сообществу. Покинуть город или селение было равнозначно исходу из местных сообществ данного селения.

Преамбула

«Всеобщая декларация прав человека», которая гласит:
«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства» (ст. 21).
Готовить детей к реализации этих прав ещё в стенах школы. Для ребёнка олицетворением государства является школа и принимая реальное участие в решении школьных вопросов, учащиеся не на словах, а на деле реализуют своё право.

«Конвенция о правах ребёнка», которая провозглашает:

«1. Государства – участники признают право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний» (ст. 15).
«…образование ребёнка должно быть направлено на:
а) развитие личности, таланта, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
б) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…» (ст. 29), участвуя в жизни «Демократической республики» ребёнок получает не только теоретические знания, но приобретает реальные навыки жизни в демократическом обществе.

Основной Закон «Конституция Российской Федерации» утверждает:
«Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет» (ст. 60).
Нам понятно, что с 18-летия молодой человек за один день не может стать грамотным избирателем или депутатом местного законодательного собрания. Для этого нужна практика общественно-политической и нормотворческой деятельности, а это возможно только в процессе реализации принципов самоуправления, когда обучающийся реально включён в решение вопросов жизни общеобразовательного учреждения.

Закон «Об образовании» гласит:
«Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природы, Родине, семье» (ст. 2).
Мы признаём, что выполнить требование о воспитании гражданственности только вербальными методами невозможно. Поэтому мы создаём социальную среду, где с помощью механизмов самоуправления ребёнок может практически повлиять на социальную ситуацию.

Имея данную законодательную базу, мы пришли к выводу, что для нормального становления и развития современного детского коллектива и полноценной подготовки его членов к жизни в современном гражданском обществе абсолютно необходимы:
1. Демократическое жизнеустройство детского сообщества.
2. Погружение наших воспитанников в реальные экономические и хозяйственные отношения.
3. Специальные программы формирования характера и укрепления здоровья.

Условия успешной реализации концепции:
- письменные документы, выступающие в качестве научного сопровождения педагогической концепции;
- взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, основанное на движении сотрудничества, взаимопонимании;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями;
- представление школьникам возможности самореализации в разнообразных видах деятельности;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- информационно-разъяснительное обеспечение процесса обновления школьной жизни.

Модель выпускника школы:
- осознаёт себя гражданином России, сыном своего народа, обладает высококвалифицированным чувством патриотизма и национальной гордости;
- обладает реальными навыками жизни в демократическом обществе;
- проявляет готовность к поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместно деятельности;
- умеет самостоятельно строить и реализовывать свои планы;
- проявляет готовность сознательно выбрать будущую сферу профессиональной деятельности;
- заботится о поддержании своего физического здоровья.

Методологическими основами организации педагогического процесса являются:
1. Личностно-деятельностный, который способствует максимальному развитию индивидуальных особенностей личности через вовлечение её в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания.
2. Системно-средовый, который предполагает учёт особенностей данного образовательного учреждения и особенностей социокультурной среды, а также предполагает творческое взаимодействие работников органов государственной власти, учителей, родителей, учащихся.
3. Аксиологический подход обеспечивает:
– корреляцию интересов и потребностей личности в социуме;
– создание установки на конкретные виды деятельности;
– развитие оценочной деятельности;
– рефлексирование собственной деятельности.

Методологические подходы предполагают реализацию следующих принципов:
– принцип субъектности, т.е. способность педагогов и учащихся быть субъектом действий, поведения, жизни;
– принцип свободы выбора сфер деятельности как способ самореализации, самоутверждения;
– принцип социального взаимодействия, который означает взаимную согласованность действий всех субъектов воспитательного процесса.
При формировании общественно-политической и нормотворческой компетентности предпочтение отдаётся фиксированным формам, игровым методикам, ролевым играм.
Ученическое самоуправление развивает умения взаимодействовать с окружающей средой, умений общения, умений преобразовывать действительность.

Радикальные инновации
Создание воспитательной системы школы.

Локальные инновации
– Создание школьной информационной службы.
– Осуществление программы «Новая цивилизация».
– Осуществление программы «Ньюландия».

Литература, использованная при составлении концепции:
1. Акатов Н.А. Технология развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении «Демократическая республика». – М., 2004.
2. Караковский В.А. История воспитательной системы обычной школы. № 2 – 2003.
3. Прутченков А.С. «Ньюландия – 2002». – М., 2002.
4. Прутченков А.С. «Ньюландия». Рабочая книга. – И., 2002.
5. Созанов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., 2002.
6. Стефановская Т.А. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – И., 2004.